Оцените статью:

  • rating_off-5162486rating_off-5162486rating_off-5162486rating_off-5162486rating_off-5162486 (нет рейтинга) loading-3898521 Loading …

Добавьте в закладки:

  • news2-2509173 n_1-2954427 delicious-med_-6395898 bobr_sml_blu_1-9368586 wong18-9408088

/

Не каждая сеть ресторанов быстрого питания может похвастаться тем, что превзошла в популярности и успешности McDonald’s. Но сегодня моя статья посвящается именно такой компании – семейному бизнесу филиппинского ресторатора Тони Тэна Кактионга (Tony Tan Caktiong). Его рестораны быстрого питания Jollibee наиболее популярны и любимы на Филиппинах, а успех описывают известные экономические издания, такие как Far Eastern Economic Review, Forbes, Euromoney и Asian Business.

Семья Тони Тэна Кактионга переехала на Филиппины из Китая в поисках лучшей доли. Через 33 года семейный бизнес Кактионга вырос настолько, что сейчас его рестораны работают в девяти странах мира, принося 30 миллиардов филиппинских песо чистой прибыли в год. Ежегодно компания открывает по 80–100 ресторанчиков, и ей принадлежат примерно 65% всего рынка бургеров на Филиппинах. Даже проникновение McDonald’s в страну не повлияло на успехи Jollibee.

Отец Тони работал шеф-поваром в одном из китайских ресторанов, и затем его пригласили заняться ресторанным бизнесом в городе Давао на одном из филиппинских островов. Вся семья переехала на юг, и родственники поддерживали друг друга в ведении бизнеса. Благодаря этому Тони смог получить образование в Университете Санто-Томас (University of Santo Tomas).

Однажды Тони с соучениками отправился на экскурсию на завод мороженого Magnolia, где узнал, что производитель предлагает желающим франшизу. Позаимствовав в семье нужную сумму – 350 тысяч песо – молодой Кактионг открыл два ресторанчика мороженого. Он рисковал инвестициями, но с развитием бизнеса стало очевидно, что компанию необходимо расширять, пришлось нанимать обученных управляющих и других сотрудников.

Со временем оказалось, что филиппинцы предпочитают вначале закусить чем-то горячим, прежде чем лакомиться мороженым. Когда народ начал спрашивать о закусках, Тони и его братья подумали и приняли решение переквалифицировать свои ресторанчики в сеть закусочных, в которых планировалось подавать курицу и бургеры. Это произошло в 1978 году.

Когда бизнес начал развиваться, стало ясно, что без бренда уже не обойтись. Тони, большой любитель диснеевских мультфильмов, предложил в виде логотипа выбрать какой-нибудь мультипликационный персонаж. Так было решено остановиться на мультяшной пчелке. С пчелой предприниматели ассоциировали себя потому, что она трудолюбивая, и к тому же производит самый сладкий продукт на земле – мед. Кроме того, пчелка должна была быть радостной – оттого, что дарит удовольствие своим покупателям. Так родился логотип с улыбающейся пчелой и название для бренда – Jollibee (от слов «jolly» и «bee», что в переводе значит «радостная пчела»).

Конечно, ресторанчики Jollibee были популярными среди местных жителей. Ведь в них подавали вкусную еду, приготовленную по местным рецептам. Соответствие и следование традициям в этом случае сыграло на руку семейной команде Кактионгов. Однако в скором времени и в связи с расширением сети быстрого питания McDonald’s на Филиппинах началось внедрение ресторанов под логотипом, изображающим золотую букву «М».

Само собой, McDonald’s, как знают практически все, делает акцент на традиционном меню, состоящем из бургера того или иного вида, напитка и картошки. И хотя маркетинговая кампания McDonald’s была на Филиппинах активной и яркой, народ все же предпочитал американским ресторанам местную кухню в Jollibee. Причина тому – приверженность местных жителей традициям, в том числе, и любимой кухне, и привычным для них блюдам.

В Jollibee не промахнулись и с рекламной кампанией, сделав ставку на национальный колорит, блюда и даже музыку, звучащую в виде фона в рекламных роликах. Все это было в филиппинском стиле, а в рекламе использовались национальные мелодии. В последствии рекламщики из McDonald’s последовали примеру сотрудников Jollibee, но популярность местной кухни все же не получилось затмить.

Позднее компания Jollibee начала расширяться и приобрела практически все сети ресторанов быстрого питания на Филиппинах. На 2008 год в составе Jollibee было почти 1,5 тысячи точек продаж в разных странах, а на компанию, в общем, работали 40 тысяч сотрудников.

Очевидно, что бизнес Jollibee крайне успешен, а вот уроки, которые можно извлечь из истории успеха этой китайской семьи на Филиппинах, очевидны. Во-первых, сам Тони Тэн Кактионг смело принял решение о создании собственного бизнеса с малого – с приобретения франшизы на продажу мороженого Magnoly. То есть, при желании работать на себя не стоит бояться, нужно действовать и следовать своим мечтам.

Во-вторых, увидев, что потребитель желает чего-то другого, в отличие от предлагаемого мороженого, семья Кактионгов быстро среагировала и адаптировала предложение в соответствии со спросом. Не нужно опасаться менять стратегию и даже всю направленность своего бизнеса. Ведь именно соответствие предложения спросу и является одной из составляющих успеха. То же касается и национального колорита бренда, к которому так тянутся потребители на Филиппинах.

В-третьих, залогом своего успеха сам Тони Тэн Кактионг считает умение делиться. По его словам, компания готова делиться со всеми своим работниками результатами успеха. Фирма не скупится на компенсации и бонусы, что только вдохновляет сотрудников на более эффективную и качественную работу. Эта позиция соответствует цитате из Библии, в которой говорится, что дающий не обеднеет, и его богатство лишь прибудет. И напротив, тот, кто скуп, рискует потерять все.

По материалам Gilbey Aguirre

Понравилась статья? Подпишись на обновления сайта по RSS, по электронной почте или читай нас в LiveJournal